25
Апр

Почему Россия проигрывает информационные войны. Секретный доклад.

Рубрика: Проблемы пиар в России

Я спросил определенного человека из Администрации Президента: почему мы так бездарно проигрываем? Ответ был шокирующим: это всё абсолютно неважно, весь этот информационный шум ни на что не влияет. Мы занимаемся реальной политикой, у нас хорошие позиции. Нам ничего не сделают.

Разговор произошел в августе 2008 года, когда в западных СМИ была не меньшая истерика и шельмование России, чем сейчас. И действительно, тогда никакого «наказания зарвавшегося русского медведя» не произошло. Однако я тогда задал еще один вопрос, и ответа не получил: не боишься ли ты, что с таким подходом лет через 10-15 в какой-нибудь европейской стране в ответ на дикий призыв экстремистов «Убей русского!» никто не спросит «За что?». 

Если кому кажется, что я паникую, смотрите сразу в конец поста, там выводы.

Этот диалог стал частью моего доклада на конференции, организованной факультетом прикладных коммуникаций Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ. Полное название презентации: «Миллион корреспондентов. Ключевые пункты информационной войны в социальных сетях на примере украинского кризиса».

Приглашение выступить я получил неожиданно, и времени на подготовку было мало. Я не сторонник пустопорожнего теоретизирования, поэтому специально для доклада решил сделать показательный практический кейс.

 

Эксперимент в боевых условиях

15 апреля я зарегистрировал новый аккаунт в Livejournal. По моему плану, в докладе обязательно должны были содержаться следующие части:

1)    Особенности подачи информации во время информационной войны.

2)    Каталог наиболее распространенных обвинений в рамках украинского кризиса.

3)    Пример обоснованного аргумента для одной из сторон.

 

Согласно плану доклада я сделал 3 поста в своем девственно чистом журнале.

17.04.2014
10 правил безопасности во время информационной войны

18.04.2014
Почему всё это быдло нас так не любит?

21.04.2014
Шокирующее видео: «Украина. Пункт назначения». Более 1 млн просмотров

 

На продвижение журнала в промо-блоке главной страницы ЖЖ я потратил около 10 000 рублей.

 

Итоги эксперимента

3 поста в журнале за 6 дней посетили 24 000 уникальных посетителей. Репосты, лайки и дискуссия вокруг записей подтвердили, что я неплохо справился с поставленной самому себе задачей.

 

Но самое интересное произошло уже после моего доклада.


23-24 апреля мой блог прочитали еще 64 000 уникальных посетителей!

 

Теперь вернемся к теме этой записи.

Я выделил следующие основные цели информационной войны

1. Деморализация противника. Рождение (усиление) сомнений. Разворот эмоций против собственных союзников (начальников).

2. Мобилизация собственных сторонников. Вера в правое дело.

3. Обращение на свою сторону 3-й стороны, создание пула союзников. Организация давления. Позиция 3-й стороны в свою очередь становится аргументом. «Весь мир осуждает….»

4. Отвлечение внимания аудитории от своих собственных слабых позиций.

 

Цели второго уровня

1. 1. Радикализация умеренных сторонников. Переход от слов к делу.

1.2. Создание аргументов для реализации побочных целей, политических и экономических.

 

Проблематика информационной войны в соцсетях

1) Все большее отдаление лагерей друг от друга. Избирательное восприятие информации. Сплошной когнитивный диссонанс. Трудно пробраться в чужой лагерь. Поляризация. Рациональные аргументы используются мало. Есть враги, и все их действия враждебны. Есть свои – и все их действия верны.

2) Враждебная и оскорбительная лексика делает невозможной коммуникацию. Риторика заменяет логику.

3) Информационный шум рождает усталость и желание выключиться из темы совсем.

4) Постоянный стресс снижает сопротивляемость манипуляциям.

5) Никаких правил. Честный боец в уличной драке проиграет.

 

Очень важно, мне кажется, понимать одну особенность усилий пропагандистов:

Нагнетание эмоций внутри своего лагеря требует все больше топлива. Отлично видно, как украинская сторона старается довести до исступления своих сторонников. Нагнетается страх и чувство опасности: иначе люди могут начать критично воспринимать события.

Само же временное правительство в Киеве мечется от лозунгов: «Беркут — предатели!» до «Беркут, вернись!». Люди с трезвой головой заподозрили бы у своих лидеров тяжелую форму идиотизма. И только «прокачанные» военной истерикой граждане прощают правительству подобные выкрутасы.

 

Я закончил свой доклад вот такими выводами:

1. Российское правительство 20 лет не уделяло внимания региону. Враждебность нашей страны для половины населения Украины не требует доказательств. Крым стал последним словом. «Образ врага» сформирован.

2. Первое время кризиса россияне демонстрировали «имперский пережиток дружбы». Нет никакого братского народа. В новых поколениях украинцев уже воспитано противостояние с Россией.

3. «Реальная политика» сегодня создает будущие проблемы. Позиция «собака лает, караван идет» устарела. США действуют жестко, но тщательно готовят общественное мнение.

 

Если кому-то показалось в начале этого текста, что я сгущаю краски, то вот результат. Последовательная русофобская политика на Украине как раз за 20 лет создала активное русофобское поколение призывного возраста. Речь сейчас, конечно, не в целом об украинцах, невозможно говорить за все население. Но эти хлопчики, мобилизованные Майданом, реально опасны.

Из арабов уже сделали показательно «агрессивную нацию» в целом, теперь вспомнили про нас. При этом действующие политики Запада воспитаны в лучших традициях страха и ненависти к Советскому Союзу, но не к СССР, а к «русским». Это важный элемент пропагандистской игры: перенос эмоции на всю нацию, а не на действующую власть. Они исторически запугивают себя именно «русскими», а не руководством конкретной страны. Нам подобные манипуляции еще не раз аукнутся.

 

Почему Россия проигрывает информационные войны? Мы вступаем в них на 20 лет позже противника.

 

СПРАВОЧНО
Международная научная конференция «Стратегические коммуникации в бизнесе и политике», 23 — 25 апреля 2014 г.

Цель конференции – диалог российских и зарубежных ученых и практиков в области стратегических коммуникаций, PR и рекламы, территориального маркетинга; дальнейшее развитие коммуникационного образования в России, стимулирование межуниверситетских и международных научных связей. Конференция предоставляет широкие возможности для организации совместных международных, межуниверситетских и междисциплинарных исследований, обмена опытом, консолидации международного академического сообщества и повышения известности российских ученых и практиков коммуникации за рубежом.

Организатор мероприятия – факультет прикладных коммуникаций Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета.

http://jf.spbu.ru/conf-pr/


0

Комментарии читателей
  1. Игорь |

    Здравствуйте!
    Замечательный материал Вы собрали и распространили. Будем надеяться, что властные чины сумеют использовать Ваши наработки.
    Недавно я, выполняя собственную свою литературную задачу, попытался поглубже вникнуть в тему работы Средств Подачи Информации. Надо сказать, что мне удалось кое-что открыть, по крайней мере, для себя. Мои выводы, в целом, перекликаются с Вашими, но меня интересует более этический аспект. Впрочем, у главного вывода может быть и прикладное применение. Краткий очерк я опубликовал у себя в журнале (Манипулирование массами или зачем платить дважды.) http://abcider.livejournal.com/46521.html. Уверен, что Вам будет интересно прочитать его, как и другие заметки.
    Всего Вам доброго.

Напишите мне свой комментарий!

Anti-Spam Image*
Введите латинские буквы\цифры, показанные на картинке

Блог о pr, public relations, пиар в России и в мире. Авторский взгляд на связи с общественностью и PR технологии: история пиар агентств, коллекция pr текстов. Кейсы по организации pr мероприятий и проектов. Рассматриваются функции pr в системе брендинга, примеры pr кампаний и пиар акций.
Яндекс.Метрика