1
Мар

С чего начались проблемы pr в России?

Рубрика: Проблемы пиар в России

В 1990 году один мой знакомый предложил мне заняться паблик рилейшенз.

— Это что?

— Точно не знаю. Но, короче, надо с журналистами договариваться, чтобы они статьи писали. На Западе за это огромные деньги получают.

Я тогда не понял, зачем надо договариваться с журналистами о написании статей, если они и так этим занимаются.  Просто рынка еще не было, как такового. И слова «имидж», «репутация», «паблисити» многие впервые услышали много позже.

Возвращаюсь к теме: каким бы начальным не был ваш уровень английского, перевести public relations как «связи с общественностью» надо очень постараться.

Что в итоге произошло?

Public relations vs связи с общественностью

Рассмотрим, чем же отличаются связи от relations и общественность от public.

Связи подразумевают:

а) личное знакомство

б) наличие контакта – телефон, адрес и т. д.

в) особые условия сотрудничества (совершения сделок)

г) локальные, тактические выгоды

д) обязательное личное взаимодействие….

е) но необязательно регулярное

Отношения = relations подразумевают:

а) осознание взаимных интересов

б) общие ценности, общая история, возможно общее будущее

в) необязательное личное общение, но…

г) обязательно регулярное

Устойчивые словосочетания «серьезные отношения» и «случайные связи» хорошо иллюстрируют разницу в понятиях.

Переведем слово Public
— адресованный обществу, созданный для общества, распространенный в обществе, действующий внутри общества, принадлежащий обществу, открытый (в смысле акционерных обществ).

А что же такое «общественность», да еще в начале 90-х годов прошлого века в России?

Абсолютно размытое понятие с абсолютно неясными для бизнеса характеристиками. Покупатели — понятно, бандиты — понятно, чиновники — понятно, сотрудники — понятно, а общественность — непонятно.

Так и вышло, что public relations с момента возникновения в России превратились в «связи с общественностью» и тут же модифицировались в «связи с журналистами» ради передачи информации покупателям. И получилась «скрытая реклама».

Таким образом одна из базовых (в информационном обществе) функций бизнеса  превратилась в умение договариваться с журналистами. И дальше совершенно очевидным образом в эту профессию пошли люди, имеющие самые прочные связи с журналистами — сами журналисты.

Может ли знакомство с журналистами заменить отношения с обществом?

Риторический вопрос. Российский бизнес всегда стремится решить задачу наименьшими усилиями (затратами). Из всего многообразия возможностей pr для роста бизнеса специалисты pr в России используют лишь самые очевидные инструменты и технологии. 

. . . . . . . .


0

Напишите мне свой комментарий!

Anti-Spam Image*
Введите латинские буквы\цифры, показанные на картинке

Блог о pr, public relations, пиар в России и в мире. Авторский взгляд на связи с общественностью и PR технологии: история пиар агентств, коллекция pr текстов. Кейсы по организации pr мероприятий и проектов. Рассматриваются функции pr в системе брендинга, примеры pr кампаний и пиар акций.
Яндекс.Метрика